В массовой работе городской библиотеки №1 одна из основных тем — языкознание. В рамках цикла мероприятий по данной теме была проведена лингвистическая игра «В гостях у словаря». Цель — привить юным читателям интерес к словарям, обучить ими пользоваться.
В библиотеку пришли учащиеся средней школы №3. Ребята узнали, что только словари могут дать все необходимые сведения о слове, помочь овладеть основами грамотной устной и письменной речи. Словари могут доставить огромную радость тому, кто постоянно ими пользуется, читает их, ведь названия всего, что есть во Вселенной вместилось в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словари – это вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь — это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!».
На первом этапе игры ребята узнали о различных словарях и их назначении, привели интересные этимологические, фразеологические, толковые и другие примеры. Учащиеся самостоятельно находили слова и узнавали о них что-то новое: «родословную» — в этимологическом словаре, значение — в толковом, разнообразие смысловых оттенков — в словаре синонимов, смысл пословиц — в словаре фразеологизмов и др.
Затем ребятам рассказали занимательную историю…Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А. Куприн посмотрел меню и заказал “шесть порций орфографических ошибок”. Чтобы не попасть в подобное щекотливое положение, детям было предложено оформить грамотно меню. Вооружившись орфографическими словарями, ребята с энтузиазмом составили меню, правописанию названий блюд которого мог бы позавидовать самый лучший ресторан.
Большой интерес вызвал словарь имен — всем хотелось узнать, что означает собственное имя, откуда пришло в наш язык. Эта часть игры, в зависимости от происхождения имени, разделила всех на «греков», «римлян» и «древних евреев». Под такими названиями команды и состязались затем в разгадывании загадок, ответы на которые находились в различных словарях.
Топонимический словарь — герой четвёртого этапа — помог ответить на вопрос, что общего в названиях Парижа, Москвы и Ряжска.
Закончилась игра мультимедийной презентацией по фразеологизмам. Мероприятия со словарями-книгами зажигают в сердцах детей желание знать больше о жизни слов, помогают сделать речь богаче, красочнее, выразительнее, стать грамотнее и мудрее.